Рекомендации по изготовлению упаковки

Картон

При выборе картона следует учитывать структурные требования, требования к нанесению печати и оформлению. Сохранение стабильности формы тары из картона зависит от множества факторов. Картон отличается анизотропией свойств по длине и ширине листа. В машинном направлении (по длине листа) в процессе изготовления картона происходит преимущественная ориентация макромолекул целлюлозы, приводящая к увеличению прочности и жесткости.

Машинное направление обычно совпадает с длинной стороной листа. Рекомендуется располагать развёртку чтобы машинное направление было перпендикулярно высоте.

Машинное направление обычно совпадает с длинной стороной листа.
Рекомендуется располагать развёртку чтобы машинное направление было перпендикулярно высоте.

Различие между прочностными свойствами в машинном и поперечном направлениях возрастает по мере увеличения толщины картона. Это явление следует учитывать при проектировании коробок. Наиболее прочное и жесткое машинное направление картона – у большинства складных картонных коробок в виде туб – перпендикулярно высоте коробок (должно совпадать с периметром коробки), что способствует сохранению стабильности формы. Это особенно важно в случае затаривания порошкообразных продуктов, которые будут «вздувать» коробку.

С технической точки зрения, важными факторами является совместимость с упаковочным оборудованием и способностью к склеиванию.

Существенное влияние на прочность и жесткость, а следовательно, и на стабильность формы коробок оказывает влажность окружающей среды. Картон хорошо впитывает влагу, при этом значительно снижаются его прочностные свойства, особенно в машинном направлении. Эту особенность следует учитывать при выборе отделочных операций (ламинирование, защитный лак), которые должны не только улучшать внешний вид упаковки, но и уменьшать влагопоглощение картона.

Характеристики картона разнообразны, и их следует проверять в каждом конкретном случае применения. В таблице указаны примерные значения для выбора картона требуемой толщины на основе веса продукта. Выражать толщину картона принято в тысячных долях миллиметра или в микронах.

Вес упаковывыемого продукта, г Толщина картона, мкм
До 200 300–450
200–500 450–700
500–900 700–900
Свыше 900 900–1000

Макеты складных картонных коробок следует рассматривать с наружной стороны, где будет наноситься печать. Размеры картонной коробки указываются в следующем порядке: длина, ширина, и глубина, причем длина и ширина определяются относительно отверстия коробки.

Сгиб осуществляется по биговочной канавке в сторону наружной поверхности коробки. При обычном способе вырубки обрабатывается лишь одна сторона картона, так что все канавки идут в одном направлении. Если требуется сгиб в противоположном направлении, то используется перфорационный нож.

Элементы конструкции

Все элементы можно условно разделить на главные и вспомогательные. К главным элементам коробок относят лицевую, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю панели. На них наносят текстовую и изобразительную информацию. Вспомогательные элементы служат для крепления и фиксации основных элементов коробок. К ним относят клеевой клапан, верхние и нижние боковые клапаны, дополнительные фиксирующие элементы. Система боковых клапанов и верхняя или нижняя панели образуют крышку или дно. Они могут быть склеены или скрепляться различными замковыми затворами. Крышка может быть приклеенной или многократно открывающейся с фиксацией замковыми затворами. Замки обычно выполняются на верхнем лицевом клапане.

Затворные клапаны крышки и дна могут иметь различную конструкцию: соединяться встык, внахлёстку, замками-затворами, приклеиванием. По размерам клапаны могут быть разновеликими, одинаковыми или с одним удлиненным наружным клапаном. Дно и крышка могут формироваться их трех или четырёх клапанов.

Выбор конструкции дна и крышки зависит от многих факторов: вида упаковываемого продукта, его веса, особенностей технологии упаковывания и других этапов жизненного цикла, включая особенности потребления продукции.

При упаковывании мелких гранулированных или порошкообразных продуктов целесообразно применять для крышки и дна закрывающиеся внахлёст и склеиваемые по кромке пары верхних и нижних панелей. Величина панелей равна ширине коробки. Такая конструкция обеспечивает максимальную площадь склеивания и герметичность клеевых швов.

При упаковывании крупных продуктов, для которых герметичность и прочность дна и крышки не является решающими факторами, запорные панели и боковые клапаны могут быть урезаны с целью экономии картона. Также крышка и дно могут быть многократно открывающейся с различными замковыми затворами.

Форма и размеры.

Для упаковки, формируемой методом фальцевания плоской заготовки, имеется существенная зависимость прочности и расхода материала от соотношения габаритных размеров при одном и том же объёме.

L – длина, W – ширина, D – глубина (высота)

L – длина, W – ширина, D – глубина (высота)

Было установлено, что минимальная площадь раскроя картонной упаковки будет при соотношении сторон (длина L: ширина W: глубина D) как 2:1:2. Наиболее прочной при статических и динамических нагрузках является кубическая упаковка с соотношениями сторон как 1:1:1, но площадь поверхности его раскроя на 12% больше. Оптимальные прочностные показатели достигаются при соотношении сторон для коробок (группы "A" и "C") 2:1:3, для лотков (группы "B" и "D") – 4:3:1.

При проектировании предпочтительно выбирать средние размеры (длина L 100-250 мм). Слишком большие размеры приводят к снижению прочности всей упаковки и уменьшению надежности элементов фиксации. Маленькие размеры приводят к уменьшению надёжности вырубного штампа (штанцформы) и усложняют сборку готового изделия. Готовую развёртку необходимо вырезать на тиражном материале (лучше всего на режуще-фальцевальном плоттере) и убедиться что изделие нормально собирается и имеет нужные размеры.


При написании статьи использовалось учебное пособие под ред. Н. Ф. Ефремова,
"Конструирование и дизайн тары и упаковки" 2004 года. ISBN 5-8122-0316-4.

Recommendations for the manufacture of packaging

Cardboard

When choosing a cardboard should take into account the structural requirements, printing requirements and design. The preservation of the stability of the shape of the packaging from cardboard depends on many factors. Cardboard features anisotropy of properties along the length and width of the sheet. In the machine direction (along the length of the sheet), the preponderance of cellulose macromolecules occurs during the production of cardboard, leading to an increase in strength and rigidity.

The machine direction usually coincides with the long side of the sheet. It is recommended to place the template so that the machine direction is perpendicular to the height.

The machine direction usually coincides with the long side of the sheet.
It is recommended to place the template so that the machine direction is perpendicular to the height.

The difference between the strength properties in the machine and transverse directions increases with increasing thickness of the cardboard. This phenomenon should be taken into account when boxes designing. The most durable and rigid machine direction of the cardboard (in most folding cartons in the form of tubes) perpendicular to the height of the boxes (match the perimeter of the box), which contributes to maintaining the stability of the shape. This is especially important in case of packaging powdered products, which will "inflate" the box.

From a technical point of view, the important factors are compatibility with the packaging equipment and the ability to glue.

The humidity of the environment exerts a significant influence on the strength and rigidity, and consequently on the stability of the shape of the boxes. Cardboard absorbs moisture well, while its strength properties are significantly reduced, especially in the machine direction. This feature should be considered when choosing finishing operations (lamination, protective varnish), which should not only improve the appearance of the package, but also reduce the moisture absorption of the cardboard.

The characteristics of the cardboard are diverse, and they should be checked for each specific application. The table shows approximate values for selecting the cardboard of the required thickness based on the weight of the product. Express cardboard thickness is taken in thousandths of a millimeter or in microns.

Weight of the product to be packed, g Cardboard thickness, µm
Up to 200 300–450
200–500 450–700
500–900 700–900
Over 900 900–1000

Models of folding cardboard boxes should be viewed from the outside, where the seal will be printed. The dimensions of the cardboard box are indicated in the following order: length, width, and depth, and the length and width are determined with respect to the opening of the box.

Fold is carried out along the groove towards the outer surface of the box. In the conventional method of cutting, only one side of the cardboard is processed, so that all the grooves go in the same direction. If a bend in the opposite direction is required, a perforating knife is used.

Elements of construction

All elements can be conditionally divided into main and auxiliary ones. The main elements of the boxes include the front, back, side, top and bottom panels. Text and graphic information is applied to them. Auxiliary elements serve for fixing the main elements of the boxes. These include an glue flaps, upper and lower side flaps, additional fixing elements. The side flap system and the upper or lower panels form a lid or bottom. They can be glued or sealed with various locks. The lid can be glued or repeatedly opened with a locks. Locks are usually performed on the upper faceplate.

The shutter flaps of the lid and the bottom can be of different design: butt-joint, overlapping, hook-locks, gluing. In size, the flaps can be different, the same or with one elongated outer valve. The bottom and lid can be formed by their three or four flaps.

The choice of the design of the bottom and the lid depends on many factors: the type of the product to be packed, its weight, the features of the packaging technology and other stages of the life cycle, including the characteristics of consumption of the product.

When packaging small granular or powdered products, it is advisable to use overlapping overlapping and overlapping pairs of upper and lower panels for the lid and the bottom. The size of the panels is equal to the width of the box. This design ensures maximum bonding area and tightness of glue joints.

When packaging large products for which the tightness and strength of the bottom and cover are not decisive factors, the locking panels and side flaps can be trimmed to save material. Also, the lid and bottom can be repeatedly opened with different lock gates.

Form and dimensions.

For packing, formed by the method of folding a flat workpiece, there is a significant dependence of the strength and material consumption on the ratio of overall dimensions for the same volume.

L – length, W – width, D – depth (height)

L – length, W – width, D – depth (height)

It was found that the minimum cutting area of the cardboard package will be at a ratio of the sides (length L: width W: depth D) as 2:1:2. The most stable under static and dynamic loads is a cubic package with the ratio of sides as 1:1:1, but the surface area is 12% larger. Optimum strength values are achieved with the ratio of sides for boxes (for groups "A" and "C") as 2:1:3, and 4:3:1 for trays (for groups "B" and "D").

When designing, it is preferable to choose the average dimensions (length "L" 100–250 mm). Too large dimensions lead to a reduction in the strength of the entire package and a decrease in the reliability of the fixation elements. Small dimensions lead to a decrease in the reliability of the dieboard and complicated the assembly of the finished product. The finished drawing of the box must be cut out on the selected material (preferably on the cutting-folding plotter), and make sure that the product is correctly assembled and has the necessary dimensions.


When writing the article, used a textbook edited by N.Efremov,
"Construction and design of packaging", 2004. ISBN 5-8122-0316-4.